Коляска с этой картинки была мечтой для поколения наших мам и бабушек, а теперь существуют как стереотип и в наших головах. К сожалению, нашим родителям пришлось жить во времена тотального дефицита и отсутствия выбора, других вариантов у них просто не было. А у вас есть! Выбирайте для своего новорожденного такую коляску, которая подходит к условиям вашей жизни.
Жесткая люлька имеет твердый корпус, обшитый тканью. Такая люлька устанавливается на раму коляски с помощью специальных креплений. В подавляющем большинстве случаев она никак не складывается.
Представление о том, что люлька обязательно должна быть большой, пришло к нам из прошлого века, когда такая коляска чаще всего была единственной, в ней возили ребенка до года, а то и до полутора лет. Все современные люльки рассчитаны на перевозку детей до 6–7 месяцев, потому что возить в них ребенка, который уже научился сидеть просто опасно. Не верите? Познакомьтесь со статистикой младенческих травм. Люльки не оснащены ремнями безопасности и не предназначены для перевозки младенцев, которые умеют самостоятельно садиться. Нескольких секунд достаточно, чтобы ребенок перегнулся через борт. Научился сидеть — пересаживаемся в прогулочный блок. Для справки, по данным ВОЗ рост самых высоких младенцев в 6 месяцев составляет примерно 71 см, в семь месяцев — 74 см. С учетом этих данных и проектируются все европейские люльки, о которых часто можно услышать в России, что они «маленькие».
Модульная система, транспортная система, система для путешествий, коляска 2 в 1 или 3 в 1 — так называют набор, состоящий из жесткой люльки, прогулочного блока и шасси, на которое они устанавливаются. В него может входить и автокресло для новорожденного ребенка, которое также подходит к этому шасси.
Мягкая — это люлька с мягкими набивными бортами и твердым ровным дном. Устанавливается на сиденье прогулочной коляски со спинкой в горизонтальном положении. У такой люльки может быть собственный небольшой козырек, но основным все равно остается капюшон прогулочной коляски. Также у нее обязательно есть теплая накидка и ручки для переноски.
Лучше всего приобретать комплект из коляски и мягкой люльки одного производителя, они гарантированно подойдут друг к другу. Покупая люльку и коляску разных марок, обязательно убедитесь, что люлька подходит для сиденья по ширине и длине. И, конечно же, спинка коляски должна раскладываться до полностью лежачего положения. Желательно, чтобы сиденье прогулочной коляски можно было установить лицом к маме, так вы всегда сможете видеть ребенка. Комплект из мягкой люльки и удобной прогулочной коляски хорошего производителя очень функционален в условиях большого города.
Трансформер — это люлька с жестким дном и мягкими бортами, которая устанавливается на раму коляски. Твердое дно может быть вшито в обивку люльки, а может свободно вкладываться и выниматься. С помощью системы ремней люлька-трансформер превращается в сиденье. Из 90-х годов 20 века, когда трансформерами называли первые коляски с перекидной ручкой и раскладывающейся на 180 градусов спинкой, пришло представление об огромном весе этого типа колясок, неровном мягком ложе для ребенка и неудобствах с этим связанных. Современные настоящие коляски-трансформеры — это очень легкий, удобный и компактный детский транспорт.
Дно люльки может быть деревянным или пластиковым. Дерево — более экологичный и дышащий материал, но в наши дни люльки с деревянным дном встречаются достаточно редко. Например, их производит для своих колясок английская фирма Britax. Фанерное дно можно найти и у некоторых польских производителей. Однако большинство корпусов люлек изготавливается из пластика. Хорошо, если в пластиковом дне предусмотрены отверстия для вентиляции, еще лучше, если их можно открыть в жаркую погоду и закрыть в холодную.
Подголовник. Дно люльки может быть оснащено регулируемым по высоте подголовником, который в большинстве случаев представляет собой пластиковую пластину, закрепленную на металлической рамке, которая устанавливается на один из упоров на дне люльки по принципу школьной подставки для книг.
Высота подголовника может регулироваться вручную изнутри люльки, в этом случае опустить подголовник для заснувшего младенца, не побеспокоив его, будет достаточно сложно. Более удачный вариант — регулировка высоты подголовника снаружи люльки — реализован в колясках практически всех лучших европейских производителей, таких как Concord, Peg-Perego или Cam. Ручка для регулировки может быть вращающейся или выглядеть как передвижной рычаг, это не слишком важно.
Внешняя обивка люльки шьется из прочной синтетической ткани. Лучший современный текстиль для колясок обладает водоотталкивающими свойствами и не промокает без дождевика, но при этом хорошо вентилируется, проницаем для воздуха. В России популярны люльки с кожаной обивкой. Вариант достаточно спорный, так как люлька с обивкой из натуральной кожи чрезвычайно дорого стоит, требует бережного отношения и особого ухода, а обивка из эко-кожи, то есть кожзаменителя, легко промокает, плохо вентилируется, в такой люльке очень жарко летом, а на морозе обивка может потрескаться. Внешняя обивка люльки, как правило, не снимается, ее нельзя выстирать, можно только вымыть.
Внутренняя обивка люльки обязана быть полностью съемной, чтобы ее можно было стирать. Перед покупкой убедитесь, что она сшита из 100% хлопковой ткани. Часто грешат смесовыми или откровенно синтетическими тканями для внутренней обивки люлек китайские производители. В комплект люльки обязательно входит и матрасик, его чехол тоже должен быть выполнен из чистого хлопка и сниматься для стирки.
Иногда между внешней и внутренней обивкой люльки производители прокладывают мягкий слой утеплителя. Для этого используются самые дешевые виды утеплителя вроде поролона или синтепона. Мера эта совершенно излишняя, добавляет веса люльке, делает ее жаркой, не дышащей. Гораздо лучше одевать младенца внутри по погоде, приобрести для зимних прогулок овчинный конверт.
Капюшон люльки выбирайте бесшумный, капюшоны, которые трещат при раскладывании, могут разбудить ребенка. Для любой люльки достаточно среднего по длине и высоте капюшона, в дополнительных раскладных секциях и вставках никакой необходимости нет. Зато может пригодиться козырек, который можно отогнуть, чтоб солнце не светило в глаза ребенку. Дополнительные окошки или вставки из сетки в капюшоне нужны, если в вашем городе очень жарко летом. Капюшон складывается нажатием двух кнопок по обеим сторонам. Перед покупкой стоит проверить, не слишком ли они тугие.
Накидка на люльку пристегивается на молнию, пуговицы, кнопки или «липучки». Она должна плотно натягиваться на каркас, чтобы не было щелей, куда может попадать дождь или задувать снег. При покупке проверьте качество фурнитуры, застегните и расстегните каждую кнопку. Накидка имеет ветрозащитный бортик, который пристегивается к капюшону. Вполне достаточно бортика высотой около 10 см, дополнительные клапаны, увеличивающие его высоту в два и более раза, подчас полностью закрывающие «окно» в капюшоне, имеют смысл только в тех регионах, где сильный ветер дует неделями и забрасывает снег в коляску. Не забывайте, что вы везете ребенка на прогулку, чтобы он подышал свежим воздухом. Вряд ли вы будете выходить из дома при экстремальной погоде на улице.
Ручки для переноски. Люлька может быть оснащена как одной поперечной пластиковой ручкой для переноски, встроенной в капюшон или независимой от него, так и двумя тканевыми ручками по бокам, которые часто прячутся в специальные карманы. Принципиальной разницы между ними нет.
Вариант №1
Плюсы
Внедорожник с превосходной амортизацией, едет по любому слою снега и даже по песку. Колеса встают в стандартные по ширине полозья на пандусах и в подземных переходах.
Минусы
Очень большой вес коляски (16–20 кг с люлькой) способен поднять только мужчина. Занимает очень много места даже в сложенном виде. Для перевозки в легковой машине требуется большой багажник, колеса придется снимать. Коляска полностью лишена маневренности, требует большого пространства для разворотов, для любого поворота нужно сильно нажать на ручку, оторвав передние колеса от земли.
Кому подойдет
Жителям частных домов без ступеней или с возможностью хранить коляску во дворе. Жителям многоэтажных домов, оборудованных пандусами и грузовыми лифтами или помещением для хранения колясок на первом этаже.
Вариант №2
Плюсы
Всесезонная коляска для города. Маневренная, хорошо едет по небольшому слою снега, проходимость зависит от диаметра и материала передних колес (или одного переднего колеса в трехколесном варианте). Короткие трудные участки может преодолевать на больших задних колесах.
Минусы
Довольно жесткая «спортивная» подвеска, не подходит для бездорожья. Часто имеет большую ширину задней оси и не входит в двери пассажирского лифта, особенно это касается трехколесных моделей.
Кому подойдет
Для всех городских жителей, чьи дома оборудованы лифтами или не нужно преодолевать с коляской больше одного лестничного пролета. По нескольким ступеням коляску можно осторожно спустить или поднять на задних колесах.
Вариант №3
Плюсы
Легкая, компактная, удобная.
Минусы
Подходит только для бесснежных сезонов или очищенного от снега асфальта, почти лишена амортизации.
Кому подойдет
Жителям многоэтажных домов без лифта, автомобилистам. Всем городским жителям для использования в бесснежные сезоны.
Посмотрите, как можно решить задачи из жизни, выбрав коляску, которая будет идеальна именно для вашей семьи.
Ситуация первая
Задача: Ребенок родится в октябре в пригороде мегаполиса, где уже в начале ноября выпадает очень много снега, который не тает до конца марта. Тротуары чистят нерегулярно, оставляя кучи вдоль автомобильных дорог, часто приходится ходить по снежной каше. В многоэтажном доме, где живут родители ребенка, есть большой грузовой лифт, к которому ведут три ступени с рельсами для колясок. Мама ходит за покупками в огромный и очень просторный гипермаркет рядом с домом, гуляет с ребенком в малолюдном парке. Она редко покидает пределы своего района. Машины в семье нет.
Решение: Коляска-люлька на классическом шасси. Она не застревает в грязи и сугробах, маме удобно ходить с ней в магазин и в поликлинику. В конце апреля, когда ребенку исполнится полгода, эту коляску родители смогут выгодно продать и приобрести легкую прогулочную коляску для лета.
Ситуация вторая
Задача: Ребенок родится в апреле в большом городе. В высотном доме, где живет семья, тамбур на несколько квартир одного этажа закрывается дополнительной дверью. Там можно оставлять коляску, но придется учесть, что проход очень узкий. В доме есть только пассажирский лифт, в подъезд ведут пять ступенек с бетонным пандусом. В семье один автомобиль, мама и папа ездят по выходным в торговый центр за покупками. Продукты на каждый день мама покупает в небольшом магазине около дома.
Решение: Модульная система 3 в 1 на шасси с передними поворотными достаточно большими колесами. Перед покупкой родители измерили рулеткой ширину, на которую открываются двери их пассажирского лифта (обычно это около 60 см) и ориентировались на шасси с подходящей задней осью. Придя домой, мама снимает люльку с ребенком с шасси и заносит ее в квартиру, а сложенная рама с колесами хранится в тамбуре. Для поездок в торговый центр родители пользуются автокреслом, которое устанавливается на раму коляски, шасси в сложенном виде входит в багажник. Зимой ребенок уже будет сидеть самостоятельно, поэтому родители просто заменят люльку прогулочным сиденьем на том же самом шасси и продолжат пользоваться коляской.
Ситуация третья
Задача: Ребенок родится на черноморском побережье Краснодарского края летом. Одна его бабушка живет в соседнем поселке, а другая — в соседнем городе, родители часто навещают их. Мама и папа живут на третьем этаже собственного мини-отеля без лифта, оба там же работают. На других этажах и во дворе постоянно находятся гости отеля, оставлять коляску нельзя. В семье есть один очень маленький автомобиль.
Решение: Модульная система 3 в 1 на шасси с маленькими пластиковыми колесами. При покупке родители обратили особое внимание на то, что в пластиковом корпусе люльки есть отверстия для вентиляции, а одна из секций в капюшоне выполнена из москитной сетки. Дома отец поднимает коляску вместе с ребенком на третий этаж, в одной руке он держит люльку, другой несет сложенное шасси. В поездках к бабушкам родители пользуются автокреслом, сложенное шасси входит даже в самый маленький багажник.
Ситуация четвёртая
Задача: Ребенок родится в мегаполисе, дороги около дома зимой дворники выскребают до блеска. Семья живет на верхнем этаже городского дома без лифта. У мамы есть собственная машина, которая стоит на парковке у подъезда.
Решение: Прогулочная коляска с реверсивным сиденьем, раскладывающимся до горизонтального положения, и мягкая люлька-переноска. Мама складывает коляску и оставляет ее в багажнике машины, а ребенка в мягкой переноске несет домой. После сильных снегопадов со снежными заносами мама на прогулки не ходит, ребенок в мягкой люльке спит на балконе. Если есть неотложные дела, мама добирается до нужного места на машине, коляска совместима и с автокреслом.
Ситуация пятая
Задача: Ребенок родится в июне в малогабаритной квартире-студии без балкона, зимой ему исполнится полгода. В квартире нет места для хранения прогулочного блока от модульной системы. В доме есть лифт. Зимой в регионе, где живет семья, выпадает много снега.
Решение: Коляска-трансформер с большими поворотными передними колесами. В крохотной прихожей папа прибил крючки, для подвешивания сложенной коляски на стену. После прогулки на колеса коляски надевают чехлы.